Составление бизнес-плана
Cоставление бизнес-плана лежит в основе создания любого успешного бизнеса, привлечения инвесторов в проект, реализации инновационных идей. Данный документ должен являться с одной стороны инструментом управления предприятием или проектом, с другой обоснованием инвестору, кредитору, собственнику предприятия целесообразности вложения денежных средств.
Как составить бизнес-план?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Все рекомендации о самостоятельном пошаговом составлении бизнес-плана сильно упрощают задачу. На самом деле, каждый бизнес-план уникален и требует ситуационного подхода к разработке. При этом решается комплекс задач различных областей науки экономики и управления, а также техники, технологии промышленного производства, сельского хозяйства и т.д., то есть специфических знаний тех отраслей к которым относится бизнес.
В основу методики составления большинства бизнес-планов положены методические рекомендации Организации Объединённых Наций по промышленному развитию ЮНИДО (UNIDO - United Nations Industrial Development Organization), на базе которых составлены многие другие методические рекомендации, учебники программные продукты.
Какова структура и последовательность составления бизнес-плана?
Структура бизнес-плана всегда обусловлена целями его составления, отраслевыми особенностями бизнеса, условиями в которых разрабатывается документ и многими другими факторами. Как правило бизнес-план содержит в той или иной последовательности следующие разделы:
Резюме.
Анализ рынка и положение дел в отрасли.
План маркетинга.
Инвестиционный план проекта.
Производственный план.
Организационный план.
Финансовый план.
Оценка и управление рисками проекта.
Наполнение данных разделов бизнес-плана также может варьировать в зависимости от целей составления документа и отраслевых особенностей бизнеса. В среднем суть представленных разделов состоит в следующем.
Резюме бизнес-плана
Раздел составляется для того, чтобы кратко охарактеризовать бизнес-план, дать общее представление о проекте, заинтересовать читающего и ознакомить с составными положениями документа. Описать в нескольких словах суть проекта, для каких целей необходимы вложения финансов, и какие финансовые результаты будут получены в результате реализации проекта.
Анализ рынка и положение дел в отрасли.
При составлении данного раздела бизнес-плана описывается текущая ситуация в отрасли и тенденции ее развития; исследуется рынок продукции (работ, услуг) проекта, в том числе потенциальные конкуренты (их количество и размер (крупные или средние фирмы); предполагаемые потребители, платежеспособный спрос и т.д.
План маркетинга.
На основе анализа рыночных возможностей и угроз, сильных и слабых сторон планируемого бизнеса (SWOT – анализ) формируется маркетинговая стратегия проекта, планируются предполагаемые цены на выпускаемую продукцию; возможные каналы сбыта (оптовые и розничные); варианты рекламы продукции; возможные объемы реализации продукции (работ, услуг) проекта.
Инвестиционный план проекта.
Данный раздел предусматривает освещение вопросов перечня, сроков и стоимости создания или приобретения основных средств, необходимых для успешной реализации проекта. Результатом данного раздела является план-график необходимых для осуществления проекта инвестиций.
Производственный план.
При составлении данного раздела формируется план производственных и технологических процессов будущего бизнеса, показатели производственной программы: номенклатура и объем выпускаемой продукции, необходимые ресурсы.
Организационный план.
В разделе освещаются следующие вопросы: предполагаемая организационно-правовая форма; сведения о партнерах; организационно-производственная структура предприятия; распределение функций и обязанностей внутри организации.
Финансовый план.
Данный раздел в основном содержит: план доходов и расходов деятельности предприятия; состав денежных поступлений и различных платежей; рассчитывается точка самоокупаемости; основные источники поступления денежных средств; порядок использования доходов, полученных в результате основной деятельности, показатели эффективности инвестиций бизнеса.
Оценка риска.
оценка слабых сторон предприятия и возможных угроз ему; чувствительность проекта к влиянию негативных внешних и внутренних факторов; вероятность наступления негативных событий; меры по снижению рисков проекта.
Бизнес-план должны составлять профессионалы.
Составление бизнес-плана сложный многоэтапный процесс, требующий привлечения большого числа различных специалистов с самыми разными компетенциями. Результатом данного документа могут быть многомиллионные инвестиции и эффективно работающий бизнес, а могут убытки и долги. В этой связи рекомендуется доверить решение такого важного вопроса профессионалам.
Если Вы заинтересованы в качественном составлении бизнес-плана в Тюмени и Тюменской области, Ханты-мансийском автономном округе (ХМАО, Югре) обратитесь к нам по телефону +7 (3452) 57-82-93, напишите на почту info@ceafit.ru или воспользуйтесь любыми другими контактами.
|